МВФ дал Беларуси советы по зарплатам, тарифам ЖКХ и налоговому маневру

Тема дня
Эмблема Международного валютного фонда. Фото: itsotnya.xyz

МВФ опубликовал заключительное заявление по завершении миссии сотрудников фонда в Беларуси в соответствии со статьей IV, которая прошла с 5 по 15 ноября.

В нем он, в частности, дает рекомендации властям по различным аспектам экономической, денежно-кредитной и другой политики. Какие именно?

Была бы полезна некоторая дополнительная корректировка бюджета, чтобы закрепить прочную тенденцию к снижению госдолга. 

Для достижения в среднесрочной перспективе целевого показателя долга в размере 50 процентов ВВП, что является якорем, рекомендованным МВФ, потребуется постоянная корректировка в размере около 2 процентов ВВП, которая может быть распределена в течение трехлетнего периода. Это должно сопровождаться работой по долгосрочному сокращению внебюджетной деятельности, которая ведет к росту долга, такой как рекапитализация или списание долгов госпредприятий. Кроме того, после ускорения в текущем году рост зарплаты в номинальном выражении можно было бы в целом поддерживать в течение двух лет на уровне, соответствующем инфляции. Возможные варианты увеличения доходов включают сокращение льгот по НДС и других налоговых расходов.

Нацбанку следует продолжать проведение текущей денежно-кредитной политики и переход на таргетирование инфляции. Также нужно усиливать его независимость. 

При стабилизации инфляции в диапазоне 5-6 процентов текущий целевой показатель межбанковской ставки подразумевает определяемые политикой реальные процентные ставки в размере около 4-5 процентов. Это уместно, поскольку давление на инфляцию в результате быстрого роста зарплаты, возможно, проявилось еще не в полной мере. Кроме того, волатильность среды оправдывает действия с предельной осторожностью.

Фонд поддерживает цель Нацбанка по дальнейшему продвижению к полному переходу на таргетирование инфляции, хотя и на основе реалистичного подхода, учитывая высокую долларизацию и наследие подчиненности денежно-кредитной политики бюджетным соображениям. Усилия, направленные на сокращение директивного кредитования и либерализацию валютного рынка, приветствуются и согласуются с этой целью. Настало время решать проблему других важных искажений, таких как установление верхних предельных процентных ставок, что не соответствует основам денежно-кредитной политики и искажает решения в сфере сбережений и кредитования.

Усиление независимости Нацбанка было столь же важно для успеха усилий по дезинфляции и для относительной стабильности валюты, как и любые улучшения в основах политики.

Дальнейшее снижение долларизации имеет первостепенное значение для смягчения рисков финансового сектора. 

Официальным органам следует продолжать работу по восстановлению доверия к рублю, продолжая проведение осмотрительной макроэкономической политики. Пруденциальные нормативы должны по-прежнему разграничивать более высокие риски, связанные с валютными депозитами и валютным кредитованием. В будущем рынок рублевого капитала необходимо будет углубить, чтобы поддержать усилия по дедолларизации. Приветствуются планы делать это совместно с ЕБРР, включая разработку нормативно-правовой базы для рынков производных финансовых инструментов. Информирование общественности об общей реализуемой стратегии могло бы усилить действенность предпринимаемых усилий.

С учетом того, что в основе многих проблем экономики лежит неэффективность госпредприятий, необходимы более решительные реформы.

  • Следует проводить систематическую оценку госпредприятий для их классификации на жизнеспособные, жизнеспособные при условии реструктуризации и нежизнеспособные. Делать это лучше с привлечением внешних консультантов. Нужно разработать план мероприятий для проведения работы по реструктуризации. А в целях смягчения влияния переходного периода на занятость – усилить систему соцзащиты.
  • Необходимо усовершенствовать управление госпредприятиями по двум направлениям. Во-первых, во избежание конфликта интересов следует более четко разделить функции собственника и регулятора. Во-вторых, критерии профпригодности и добросовестности для отбора членов наблюдательного совета должны быть более прозрачными и соответствовать передовой практике.
  • Следует обратить вспять процесс передачи не имеющих стратегического значения госпредприятий областным и местным органам управления, так как их ресурсы и возможности для управления ограничены, а стимулы для реструктуризации недостаточны.

Нужно не только поддерживать, но и расширять работу, проводимую правительством по усилению активности частного сектора.

Представленный преимущественно частными компаниями сектор ИТ, бесспорно, является примером успеха. Помимо сектора ИТ, обнадеживают проводимые и планируемые реформы по улучшению деловой среды. К важным приоритетам относятся укрепление прав собственности, рационализация избыточных мер регулирования и сокращение излишних проверок. Общей целью этих реформ должно стать создание равных условий для частных и государственных предприятий во всех отраслях.

Следует поэтапно отказаться от перекрестного субсидирования энергоносителей, поскольку это приводит к росту затрат и негативно влияет на конкурентоспособность компаний.

В связи с этим тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения следует повысить до уровня возмещения затрат в течение трех лет. Это должно сопровождаться расширенным и более адресным предоставлением субсидий для смягчения последствий для домашних хозяйств с низким уровнем доходов и наиболее уязвимых категорий. При текущих планах по повышению цен решение проблемы будет носить слишком постепенный характер.

Учитывая неопределенность исхода переговоров по налоговому маневру в России, будет полезно иметь запасные планы действий на случай получения неполной компенсации.

В этом случае сократится нефтепереработка, что приведет к снижению экспортных доходов и экономического роста. Негативное влияние будет оказано и на налоговые доходы в связи со снижением экономической активности, объема трансфертов от России и таможенных пошлин. Ответные меры политики должны быть направлены на смягчение воздействия на платежный баланс и содействие перераспределению ресурсов в экономике, включая следующее:

  • Структурные реформы. В результате потери скидок на энергоносители усилится необходимость проведения ускоренных и более глубоких реформ в целях повышения производительности госпредприятий, в том числе и нефтеперерабатывающих заводов.
  • Гибкий обменный курс для обеспечения необходимых корректировок в платежном балансе вкупе с бюджетной дисциплиной, предусматривающей отказ от неадресных и дорогих субсидий нефтеперерабатывающим заводам, а также применение дополнительных мер, необходимых для поддержания тенденции к сокращению долга.
  • Ужесточение денежно-кредитной политики для удержания инфляции в рамках целевого параметра и ограничения чрезмерной волатильности на валютном рынке.

Добавить комментарий