МВФ посоветовал ловить момент и провести масштабные реформы

Важно Экономика
Фото: rislanudeen.com

Исполнительный совет МВФ 16 января завершил консультации с Республикой Беларусь в соответствии со Статьей IV. Об этом сообщается в пресс-релизе, размещенном на сайте фонда. Полный его текст приводим ниже.

Циклическое восстановление экономики Беларуси продолжается, рост в первые три квартала 2018 года достиг 3,7 процента. Более высокие цены на нефть и солидный внешний спрос благоприятствовали экспорту, тогда как внутреннему спросу способствовали двузначные темпы роста зарплаты в соответствии с масштабными целями по зарплате.

Повышение роста импорта, в том числе в связи со строительством АЭС, в свою очередь, привело к некоторому ухудшение позиции по внешним счетам несмотря на положительные условия торговли. Поэтому дефицит счета внешних текущих операций может достичь 2,5 процента ВВП в 2018 году по сравнению с 1,6 процента в 2017 году.

Осмотрительная денежно-кредитная политика в сочетании с повышением доверия к центральному банку позволяют удерживать инфляцию на исторически низких уровнях (5 процентов в ноябре по сравнению с тем же периодом предыдущего года) несмотря на быстрый рост зарплаты. Важно отметить, что обменный курс остается относительно стабильным в номинальном эффективном выражении, что наблюдается и в части международных резервов.

Устойчивый внешний спрос, более благоприятные условия торговли и перераспределение импортных пошлин в рамках ЕАЭС, превысившее ожидания, привели к увеличению бюджетных доходов, которые в 2018 году по сравнению с 2017 годом могут вырасти приблизительно на 0,75 процентного пункта ВВП. Однако расходы росли еще быстрее, особенно капитальные расходы, а также зарплата.

В итоге общий дефицит бюджета, включая квазифискальные расходы на госпредприятия, может достичь 1,3 процента ВВП в 2018 году по сравнению с 0,3 процента в 2017 году. Дефицит, как ожидается, будет умеренно снижаться в среднесрочный период до около 0,5 процента ВВП, главным образом благодаря запланированному завершению строительства АЭС.

Среднесрочные перспективы в отсутствие решительных структурных реформ ограничены, на них сказываются неблагоприятные демографические факторы и слабый рост производительности. В этих условиях ожидается, что среднесрочный рост составит 2 процента, что ограничит сближение с уровнями доходов более зажиточных соседних стран.

Эти скромные прогнозы обусловлены получением от России полной компенсации за убытки, вызванные налоговым маневром. Если компенсация окажется далеко не полной (это основной риск для экономики Беларуси, существующий на данном этапе), среднесрочный рост может быть существенно меньше 2 процентов, а дефициты бюджета и счета текущих операций превысят указанные выше прогнозируемые значения.

Оценка исполнительного совета

Исполнительные директора с одобрением отметили, что в Беларуси продолжается восстановление экономического роста, чему способствуют более качественные основы экономической политики.

Вместе с тем, по их мнению, присутствуют риски, связанные с быстрым увеличением госдолга, высокой долларизацией и неопределенностью относительно негативных внешних эффектов налогового маневра в России.

Фото: ideologs.com

Директора призвали официальные органы страны воспользоваться нынешним циклическим восстановлением экономического роста и реализовать всеобъемлющие меры макроэкономической политики и масштабные реформы, включая реформирование госпредприятий, для  укрепления устойчивости экономики и повышения потенциального роста.

Они отметили, что, хотя предпринят ряд мер по корректировке в фискальной сфере, необходимо осуществить дополнительные шаги, чтобы остановить быстрое увеличение госдолга.

Директора призвали предпринять дополнительные меры по консолидации, распределенные в течение предстоящих трех лет, чтобы достичь заслуживающий доверия среднесрочный целевой показатель долга, который обеспечивает оптимальную сбалансированность потребностей в области развития и устойчивости бюджета.

Они также призвали осуществлять мониторинг фискальных рисков, связанных с госпредприятиями, и постепенно переходить к финансированию за счет размещения долговых обязательств, выраженных в белорусских рублях, чтобы снизить чувствительность долга к колебаниям обменного курса.

Директора подчеркнули важность сохранения независимости центрального банка и поддержали проводимую сейчас официальными органами страны денежно-кредитную политику, которая соответствует целевому показателю инфляции.

Что касается перспективы, то они приветствовали дальнейшее продвижение к системе таргетирования инфляции. И в этой связи положительно оценили проведенную либерализацию валютного рынка и сокращение директивного кредитования. Не менее важной будет отмена ограничений процентных ставок.

Директора призвали предпринимать дальнейшие меры по укреплению стабильности финансового сектора. Они приветствовали прогресс, достигнутый в реализации рекомендаций по результатам ФСАП, и призвали осуществить оставшиеся рекомендации.

Директора подчеркнули необходимость дальнейшего снижения высокой степени долларизации, с тем чтобы продолжить укрепление доверия к рублю. Они также особо отметили, что развитие внутренних рынков капитала станет ключевым компонентом успешной дедолларизации.

И подчеркнули, что осуществление структурных реформ играет ключевую роль в сокращении макроэкономической уязвимости и повышении потенциала роста.

Директора призвали к всеобъемлющему реформированию госпредприятий за счет проведения планомерной оценки их жизнеспособности на основе анализа рисков и последующей разработки практического плана, который послужит основой для реструктуризации.

Кроме того, они отметили необходимость укрепления системы социальной защиты, с тем чтобы смягчить последствия реструктуризации для уязвимых групп населения. Отдельно подчеркивалось, что содействие деятельности частного сектора за счет улучшения делового климата и создания равных условий хозяйствования также будет иметь важное значение.