Ставка рефинансирования и ставки по операциям регулирования ликвидности сохраняются на текущем уровне. Такое решение принял Нацбанк на заседании по денежно-кредитной политике 3 мая 2019 года.
Как поясняет регулятор, фактически в I квартале интенсивность инфляционных процессов несколько увеличилась. Годовой прирост потребительских цен в марте составил 5,8 процента (ранее был 5,6 процента). Такая динамика цен обусловлена главным образом краткосрочными факторами.
По мнению Нацбанка, сохранение ставки рефинансирования на текущем уровне будет способствовать замедлению инфляционных процессов и достижению поставленной цели по инфляции на 2019 год на фоне неопределенности влияния ряда внутренних и внешних факторов.
Дальнейшие решения в области ключевых процентных ставок будут зависеть от направленности смещения баланса между инфляционными и дефляционными факторами. Следующее заседание правления Нацбанка по денежно-кредитной политике запланировано на 7 августа 2019 года.
Почему выросли темпы инфляции
По словам главы Нацбанка Павла Каллаура, увеличение интенсивности инфляционных процессов в начале 2019 года было ожидаемым и определяющую роль в этом сыграла динамика цен, подверженных сезонным колебаниям.
– На фоне прошлогоднего низкого урожая продукции растениеводства с начала года значительно подорожала плодоовощная продукция, – пояснил он.
Значимое влияние оказывает рост цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Его воздействие как прямое – в качестве одного из пунктов потребительской корзины, так и косвенное – через увеличение транспортных затрат всех производителей товаров и услуг.
Еще один фактор – имевший место в конце 2018 года рост зарплаты темпами, существенно опережающими увеличение производительности труда. Последствия этого ощущались в I квартале 2019 года.
– Однако отмечу, что мы ожидаем заметного снижения влияния этого фактора во втором полугодии текущего года, – сказал руководитель Нацбанка.
Ждать ли нам сюрпризов извне
Что касается внешнеэкономической среды, то здесь неопределенности и риски, которые могут оказать влияние на инфляцию в Беларуси, несколько уменьшились, констатировал Павел Каллаур.
– Это относится прежде всего к импортируемой инфляции из России. Банк России снизил прогноз годовой инфляции на 2019 год, – отметил он.
Смягчилась риторика ФРС США и Европейского центробанка о перспективах их денежно-кредитной политики. В соответствии с последними решениями они сохранили ключевые ставки неизменными. Это снижает шансы оттока капитала из России.
Улучшились ожидания рынков относительно переговоров об ограничениях в международной торговле.
– Вместе с тем сохраняются риски снижения цен на нефть на мировом рынке в результате превышения предложения над спросом на нее, – сказал глава Нацбанка.
Они наряду с геополитическими факторами могут оказать влияние на динамику курса российского рубля.
Как будут вести себя цены дальше
В целом оценки регулятора не изменились. Во II квартале инфляция будет выше целевого ориентира. Факторы повышенного ценового фона остаются те же, что и в I квартале, уточнил Павел Каллаур.
– Во втором полугодии влияние временных факторов ожидается заметно слабее. Как результат, мы увидим замедление инфляции и ее приближение к целевому уровню к концу 2019 года, – считает он.
Ожидается, что потребительская активность и розничный товарооборот будут расти умеренными темпами. Этому помогут нормализация интенсивности потребительского кредитования и дальнейшая динамика роста зарплат, соответствующая росту производительности труда.
Таким образом, динамика внутреннего спроса будет оказывать нейтральное влияние на инфляцию.
Вместе с тем регулятор видит риски, которые могут ускорить динамику инфляционных процессов.
– Есть неопределенность относительно силы влияния и продолжительности действия временных проинфляционных факторов, о которых я упоминал ранее, – сказал глава Нацбанка.