100-летие УНОВИС: в Минске открылась выставка Лазаря Хидекеля

Общество Тема дня
На открытии выставки. Фото: belmir.by

К 100-летию витебского творческого объединения УНОВИС в Национальном художественном музее открылась выставка Лазаря Хидекеля.

Это первая в истории нашей страны персональная выставка данного художника-супрематиста, который в своих ранних работах предвосхитил минимал-арт и вошел в историю как первый в мире супрематический архитектор, новатор, автор первого экологического архитектурного манифеста, один из создателей объединения УНОВИС.

Экспозиция проходит в рамках проекта #UNOVIS100, который совместно реализуют Центр белорусско-еврейского культурного наследия, Музей истории Витебского народного художественного училища и компания А1.

Выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» продлится с 15 февраля по 15 апреля 2020 года.

На открытии выставки. Фото: belmir.by

На ее открытие в Минск приехал сын Лазаря Хидекеля – архитектор и дизайнер Марк Хидекель с супругой Региной, доктором искусствоведения, и сыном Романом, архитектором-урбанистом, а также внучатая племянница Казимира Малевича – Ивона Малевич и правнучка Лазаря Лисицкого – Валерия Лисицкая.

Все они стали почетными гостями Международной научно-практической конференции, которая началась в Витебске 12 февраля и завершилась в Минске 14 февраля – в день 100-летия объединения.

Проект #UNOVIS100 реализуется под патронатом Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Министр иностранных дел, глава этой комиссии Владимир Макей направил приветствие организаторам, участникам и гостям выставки. В церемонии ее открытия приняли участие представители МИД и комиссии.

На открытии выставки. Фото: belmir.by

Семья Лазаря Хидекеля предоставила для экспозиции около сотни оригинальных рисунков и документов из личного архива. На выставке можно увидеть ранние супрематические композиции, проекты беспрецедентно опережающих время городов будущего: летающих городов, города-сада, космических станций и поселений, журнал «АЭРО» – первый архитектурный экологический манифест.

Для афиши выставки использована работа «Пересекающиеся линии» 1920 года – нарисованная рукой Хидекеля супрематическая решетка, напоминающая хорошо известный во всем мире компьютерный символ «хэштег», – элемент, который Хидекель вывел из черного квадрата Малевича. Потом на этом пересечении линий он строил всю свою архитектуру.

На открытии выставки. Фото: belmir.by

Хэштег – это еще и отсыл к IT-области, которой сегодня славится Беларусь. Чтобы подчеркнуть эту идею, организаторы привлекли к работе над проектом белорусских программистов. Технологии дополненной и виртуальной реальности помогут представить его проекты в объеме.

Для реализации задумки была приглашена компания Feeling Digital и архитекторы студии Level80, создавшие AR/VR-проект, благодаря которому футуристический город Хидекеля «ожил».

К выставке подготовлен ряд коллабораций с дизайнерами, создана сувернирная продукция, подготовлена сопроводительная программа – лекторий и детские мастер-классы.

Как проходила церемония открытия выставки, смотрите в фоторепортаже belmir.by.

На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by
На открытии выставки. Фото: belmir.by