Льготы для электромобилей: стали известны подробности

Общество Тема дня
Автомобиль на электрозаправке. Фото: e-gorlovka.com.ua

Ранее уже сообщалось, что президент подписал указ от 12 марта 2020 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей». Сегодня этот документ появился на Национальном правовом портале. Разберем предусмотренные им пункты немного подробнее.

Основные положения указа вступают в силу через 3 месяца со дня его опубликования. Таким образом, получается, они должны начать свое действие с 15 июня 2020 года. И работать устанавливаемые документом стимулы будут по 31 декабря 2025 года. Что же это за меры?

Первое. В отношении электромобилей не взимается госпошлина за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Для справки, под электромобилями понимаются легковые машины категории М1 или М1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем.

Второе. При ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования физлицам (гражданам страны, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим здесь) не надо платить НДС. Его ставка будет равняться нулю.

Третье. Физлица, купившие электромобили в Беларуси, вправе получить возврат уплаченной при этом суммы НДС, но не более 500 базовых величин, установленных на день приобретения. С суммы указанного возврата не надо платить подоходный налог.

Четвертое. Участники дорожного движения на электромобилях освобождаются от взимания платы за пользование автомобильными парковками, находящимися в коммунальной собственности.

Пятое. Юрлица, осуществляющие приобретение (в том числе путем создания) и эксплуатацию электромобилей, вправе применять инвестиционный вычет – в пределах 100 процентов их первоначальной стоимости.

Шестое. Юрлица, осуществляющие приобретение (в том числе путем создания) и эксплуатацию зарядных станций, вправе применять инвестиционный вычет для приобретенных:

  • в 2020 году – в пределах 100 процентов их первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию);
  • в 2021 году – в пределах 80 процентов;
  • в 2022 году – в пределах 60 процентов;
  • в 2023 году – в пределах 40 процентов;
  • в 2024–2025 годах – в пределах 30 процентов.

Седьмое. Ввозимые юрлицами или ИП в Беларусь зарядные станции освобождаются от НДС, взимаемого таможней (налоговиками – при ввозе с территории стран ЕАЭС), но только при использовании станций в течение всего срока их службы исключительно в Беларуси для зарядки электромобилей. Причем надо предоставить таможне (налоговой) заключение Минпрома об отсутствии производства таких станций в Беларуси.

Восьмое. Затраты, произведенные заказчиком, застройщиком при строительстве, в том числе реконструкции и ремонте, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, входящих в состав проекта по установке зарядных станций:

  • безвозмездно передаются на основании акта о передаче затрат юрлицу, на бухгалтерском учете которого находятся указанные объекты;
  • включаются заказчиком, застройщиком в состав внереализационных расходов;
  • на основании акта о передаче затрат принимаются юрлицом, на бухгалтерском учете которого находятся указанные объекты, и не включаются в состав его внереализационных доходов.

Девятое. Для установки зарядных станций не требуется изъятие и предоставление земельных участков из земель общего пользования. Исключение – электрозарядные комплексы (супербыстрые электрозарядные комплексы). Под таким комплексом понимается  совокупность объектов зарядной инфраструктуры, определенных проектом, включающих зарядные станции, инженерные объекты, элементы транспортной и инженерной инфраструктуры, иные капстроения и оборудование, необходимое для его работы.

Десятое. Землепользователи вправе:

  • одновременно использовать земельные участки по целевому назначению и для установки зарядных станций, за исключением участков, предоставленных для ведения лесного, личного подсобного и сельского, в том числе крестьянского (фермерского), хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельхозживотных;
  • предоставлять расположенные на земельных участках капстроения (здания, сооружения) или их части в аренду для установки зарядных станций без изменения целевого назначения таких участков, за исключением одноквартирных (блокированных) жилых домов, садовых домиков, дач и их принадлежностей.

Установка зарядных станций осуществляется на основании решения местного исполкома о разрешении их установки. В случае передачи капстроения или его части в аренду для установки станций принятие указанного решения может осуществляться по заявлению арендатора при условии представления им соответствующего договора аренды капстроения или его части и наличия письменного согласия землепользователя.

Одиннадцатое. РУП «ПО «Белоруснефть» признается государственным оператором, осуществляющим функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки электромобилей.

Земельные участки, необходимые для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов (супербыстрых электрозарядных комплексов), предоставляются «Белоруснефти» в аренду без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды.

Двенадцатое. Областные и Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения), районные исполкомы утвердят перечень парковок, находящихся в коммунальной собственности, для установки зарядной инфраструктуры исходя из расчета не менее чем одна зарядная станция на:

  • 150 парковочных мест в 2020 году;
  • 130 парковочных мест в 2021 году;
  • 110 парковочных мест в 2022 году;
  • 90 парковочных мест в 2023 году;
  • 70 парковочных мест в 2024 году;
  • 50 парковочных мест в 2025 году.