В Беларуси скорректирован порядок оценки соответствия и аттестации топ-менеджмента банков, специальной аттестации антикризисных управляющих при банкротстве банков и оценки соответствия аудиторов банков.
Сделано это постановлением правления Нацбанка от 3 августа 2022 года № 286. Оно опубликовано сегодня на Национальном правовом портале.
Новым документом, в частности, в одну инструкцию объединен порядок проведения процедур оценки соответствия и аттестации топ-менеджмента банков и специальной аттестации антикризисных управляющих банков. Ранее они были в разных.
Этой инструкцией установлено, что срок проведения оценки соответствия, аттестации и специальной аттестации не должен превышать 90 дней, подтверждения квалификации – 45 дней со дня регистрации документов кандидата.
Сроки всех указанных процедур могут быть продлены до 120 дней по уважительной причине, а процедура оценки соответствия – до 180 дней при поступлении информации о несоответствии кандидата требованиям.
Отдельно отмечено, что в заседании специальной квалификационной комиссии вправе принимать участие представители Администрации президента и Совмина без права голоса при принятии решений.
Есть и много других изменений и уточнений.
Например, ранее в число квалификационных требований к топ-менеджменту банков входило наличие высшего юридического или экономического образования по специальности юридического или экономического профиля.
По новым правилам топ-менеджмент может также иметь и высшее образование по специальности в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, в перечень подходящих для топ-менеджмента специальностей экономического профиля добавились специальности, в наименовании которых используются слова «бухгалтерский учет».
Ранее кандидаты или их представители должны были направлять в Нацбанк документы на бумажном носителе и в электронном виде в формате PDF лично либо заказным почтовым отправлением.
По новым правилам документы сначала высылаются в электронном виде через сайт Нацбанка для их предварительной проверки. И только затем, если все в порядке, предоставляются кандидатами или их представителями одним из трех способов.
А именно: лично в бумажной форме; заказным почтовым отправлением в бумажной форме; в виде электронного документа.
Кроме прочего, теперь тестирование и собеседование может проводиться в том числе с использованием видеоконференцсвязи. При этом кандидат должен находиться в помещении единолично и не осуществлять аудио- или видеозапись.
Документом также вносятся во многом сходные с описанными выше изменения в инструкцию о регулировании аудиторской деятельности в банках, банковских группах и банковских холдингах. Именно там прописана процедура оценки соответствия аудиторов банков.